Сергей ВЕТЛИН. О прошлом память сохрани

Иногда региональная история или, проще сказать, краеведение, воспринимается как некое заполнение досуга. Часто изучение родного края не идет дальше факультативных занятий в отдельных школах.

В наших родных Мытищах за последние годы и при активном содействии властей всех уровней было издано около сорока книг. Многие из них официально рекомендованы для изучения на уроках по краеведению в учебных заведениях городского округа Мытищи.

2018 год для наших краеведов особый. Двадцать лет назад первый всенародно избранный глава Мытищинского района Анатолий Константинович Астрахов поддержал идею публикации фундаментального труда историка, педагога и краеведа Юрия Августовича Князева «Прошлое земли мытищинской». Книга эта сразу же стала настольной для продолжателей его дела.

Начинание А.К. Астрахова поддержали и его преемники на посту руководителей района и города – Александр Ефимович Мурашов, Александр Михайлович Казаков и Виктор Сергеевич Азаров. Возможность выносить свои исследования на суд читающей общественности, сделали известными многих наших земляков. Достаточно назвать Валентина Ивановича Маслова, члена Союза краеведов России, лауреата нескольких краеведческих и литературных премий. Его книги «Минувших дней людские судьбы», «200 лет Екатерининскому Мытищинскому водопроводу» и «Кирпичики» активно используются школьниками при подготовке рефератов по региональной истории.

Много сил для книгоиздания краеведческой литературы отдал Николай Иванович Сапожников, являвшийся в свое время заместителем главы городского поселения Мытищи. Краеведы нового поколения, те, кто пришли на смену Ю.А. Князеву и В.И. Маслову, с особой благодарностью вспоминают совместную работу в команде единомышленников при администрациях района, затем поселения, а ныне городского округа Мытищи.

Изучение родного края продолжается, но авторитет первопроходцев – непререкаем. Уверен, что когда-нибудь мытищинские школьники на уроках краеведения будут изучать жизненный путь этих подвижников, написавших первые строки истории родной земли. Мы можем и должны гордиться, что такие люди жили и работали в нашем городе, ведь их усилиями собраны и систематизированы доступные в тот период архивные материалы, создан городской краеведческий музей, организованы историко-археологические кружки.

Время не стоит на месте. Ныне стали доступными архивные фонды, где, собственно говоря, и хранится подлинная история того или иного региона. Каждый новый документ добавляет свежую краску. Книга, которую автор назвал «Мытищинский летописец» (Ветлин С.А. Мытищинский летописец. Удельный век Дворцовой Тайнинской волости. Мытищи, 2018. 360 с.), представляет историю нашей земли исключительно через письменные источники.

Автор получил историко-архивное образование, поэтому работа в архивохранилищах представляет для него и профессиональный интерес. В книге частично или полностью приведены две сотни ранее не доступных для исследователей письменных раритетов. Документы распределены по темам мытищинской истории. И не только.

Книга «Мытищинский летописец» имеет и дополнительное (подстрочное) название: «Удельный век Дворцовой Тайнинской волости». Из содержания первой главы (введение в историческое исследование) читатель узнаёт, что значительная часть земель современного городского округа Мытищи до 1917 года на правах частной собственности принадлежали императорскому Дому Романовых и, соответственно, управлялась по особым правилам. К началу XX столетия была создана, как бы сказали сегодня, «вертикаль управления» такими землями. Так, бывшая Дворцовая Тайнинская волость стала Мытищинской лесной дачей, которая была составной частью Измайловского имения Московского удельного округа. И такая структура управления царскими землями сложилась исторически.

Село Тайнинское, древнейшее поселение мытищинского края, со второй половины XV столетия принадлежало великим князьям Московским. Затем этот населенный пункт и прилегающие к нему земли становятся любимой вотчиной царя Ивана Грозного, который построил здесь деревянный Путевой дворец.

После Смутного времени, при первых Романовых, в верховьях и среднем течении реки Яузы была образована Дворцовая Тайнинская волость – наследственное и неотчуждаемое владение правящей династии, доходы с которого шли исключительно на содержание царствующих особ.

От тех времен в селе Тайнинском сохранился уникальный памятник церковной архитектуры – Благовещенский храм, который по замыслу царя Алексея Михайловича должен был стать духовным центром его загородной резиденции на старинном богомольном пути из Москвы в Троице-Сергиев монастырь. О том времени и об этом так и не осуществленном проекте рассказывается в одной из глав «Мытищинского летописца».

В самом конце XVIII столетия именным указом императора Павла I все дворцовые волости Российской империи были переименованы в «удельные земли» и подчинены специально созданному Департаменту уделов. Чуть более столетия Удельное ведомство хозяйствовало на землях бывшей Дворцовой Тайнинской волости.

По историческим меркам век-столетие – отрезок не слишком значительный, всего лишь время жизни двух-трех поколений. Однако именно в эти годы бывшая аграрная территория преобразится. Здесь будут построены промышленные предприятия, проведены шоссированные и железные дороги, открыты земские больницы, школы и кинотеатры, основаны дачные поселки. И книга «Мытищинский летописец. Удельный век Дворцовой Тайнинской волости» рассказывает об этом времени, которое автор охарактеризовал, как «век стремительных перемен».

Для краеведа, который зачастую впервые в своей жизни сталкивается сначала с проблемой интерпретации имеющихся в его распоряжении сведений, а затем и с литературным изложением результатов своего исследования, работа с первоисточником служит неоценимым подспорьем в деле овладения «ремеслом историка». «Мытищинский летописец» будет полезен не только «краеведам со стажем», но и особенно тем, кто только стремится овладеть тайнами профессии.

Опубликованные на страницах книги уникальные документы по истории села Тайнинского, Больших и Малых Мытищ, Удельной лесной дачи – это не только информация. Любой читатель найдет в этих рассказах то, что будет интересно именно ему. Причем достоверность приведенных в книге фактов гарантирована архивными документами.

История – это не только точная наука, но еще и качественная литература. Не случайно до революции 1917 года в русских университетах были факультеты (отделения) не просто исторические, а – историко-филологические. Этим подчеркивалось, что историк должен быть непременно еще и первоклассным литератором, как говорили в то время «мастером художественного слова». Здесь достаточно привести классический пример в лице нашего «последнего летописца и первого историографа».

В самом деле, выяснять, кем, в первую очередь, был Николай Михайлович Карамзин – историком или писателем – все равно, что спорить о приоритетах яйца и курицы. Жаль, что краеведением иногда занимаются люди, не имеющие ни исторического, ни литературного образования.

Двадцать восемь глав «Мытищинского летописца» освещают самые разные стороны жизни нашего края. Так, многие из тайнинцев имели почетные звания «придворнослужителей», но, несмотря на это пытались, что называется, «выйти в люди», то есть уехать на заработки, как писал классик, – «в Москву, в Москву!»

Такой «придворнослужительницей» была и Авдотья Гавриловна Карцева, простая крестьянка села Больших Мытищ, которая – «Божьим промыслом» – попала сначала в Москву, а затем и в столицу империи – Санкт-Петербург. Здесь она стала кормилицей будущего царя-реформатора Александра II. Этот сюжет достаточно хорошо известен, а, вот то, что цесаревич Александр Николаевич подарил своей «няньке» дорогие бриллиантовые серьги, стало известно благодаря архивным данным. Впервые этот факт отражен на страницах книги.

Другой историко-документальный очерк расскажет о готовившемся посещении Мытищ другим наследником российского престола – Николаем Александровичем, старшим сыном императора Александра II. К этому визиту – «по указу свыше» – будет проложена прямая и удобная дорога, ставшая чуть позднее главной улицей нашего города. Проехал ли здесь цесаревич? Об этом читатель узнает из очерка «Визит цесаревича».

А вот сюжет с «имянаречением» микрорайона Леонидовка. Чтобы расшифровать этот исторический кроссворд, автору пришлось не только изучить архивные документы, но и проштудировать адресные и телефонные книги Москвы за добрый десяток лет. Зато теперь мы точно знаем, что дачный поселок Леонидовка был назван не по имени неизвестного разбойника, грабившего доверчивых обывателей, как о том рассказывал местный бытописатель, а в память реально существовавшего человека. Кого? Узнаете, прочитав главу «По выбору самих обывателей».

Еще одна, по-настоящему детективная история, рассказывает о появлении первых кинотеатров на мытищинской земле. В этом сюжете книги среди действующих лиц присутствует великий писатель Лев Николаевич Толстой со своим рассказом «Живой труп».

Современных автолюбителей, безусловно, заинтересует глава «Когда автомобиль уже не роскошь». В ней читатель познакомится с персонажами начала XX века, поразительно напоминающих нарушителей правил, отнюдь не только дорожного движения начала века XXI-го. Как говорится, через 100 лет – все так же…

Несколько глав книги посвящены знакомым и уже, вроде бы, исследованным сюжетам. Среди них эксплуатация Екатерининского Мытищинского водопровода, строительство кирпичных заводов и химических производств, а также благоустройство дачной местности Перловка. Архивные документы позволяют найти и в этих, казалось бы, досконально исследованных темах новые драматургические повороты, что еще раз подтверждает непререкаемую истину, что «каждый документ – история».

«Мытищинский летописец» одновременно и историко-краеведческое исследование и сборник архивных документов. Каждый, кто интересуется прошлым родного края, с помощью книги сможет написать газетную статью, проложить новый экскурсионный маршрут или поместить соответствующую информацию на специально установленных щитах или мемориальных знаках.

Краеведы – люди увлеченные. Каждый из них отстаивает собственную точку зрения. Но историческая истина всегда требует подкрепления документальным свидетельством. Важно, чтобы историко-краеведческое исследование или даже версия опирались не на устный фольклор, а на архивный источник, без которого местная история превращается в набор частных гипотез.

Как писал в свое время основатель и первый председатель Союза краеведов России профессор Сигурд Оттович Шмидт, только «источниковедческий подход путь к преодолению разногласий исследователей».

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2018

Выпуск: 

17