Сергей ЕГОРОВ. Пропавшая часовня и пути ее воссоздания

 

14 октября 1923 года в инвентарной книге церкви иконы Владимирской Божьей Матери в селе Большие Мытищи была сделана следующая запись:

«…В 1923 году во Владимирский храм передано с Мытищинской водокачки из разрушенной часовни:

 - Икона Божией Матери Живоносный источник в киоте без ризы;

 - Икона Святителя Николая в киоте и с ризой.»(1).

Что за часовня упоминается в записи? Почему она находилась на водокачке? Что ее связывало с Владимирской церковью? Что за иконы были переданы в церковь? Ответы на эти вопросы вы сможете узнать из этой статьи.

 Но обо всем по порядку.

 

Первый Московский

 

Если бы лет 120 назад Вы спросили Московского прохожего, что за село Мытищи существует под Москвой, и чем оно знаменито, он, наверняка ответил бы, что село славится вкусной Мытищинской водой, которая по водопроводу поставляется в Москву. В те времена Мытищинский водопровод был визитной карточной Мытищ (тогда села Большие Мытищи).

 Мало кто теперь знает, что в течение более чем 100 лет с 1804 года до ввода в эксплуатацию в 1904 г. Рублевской водопроводной станции, Мытищи были единственным источником питьевого водоснабжения г. Москвы. Мытищинская вода поставлялась в Москву вплоть до 50-х годов 20 века, а сооружения старинного водопровода частично используются и по сей день для водоснабжения нашего города.

 В 1770-72 гг. в Москве разразилась страшная эпидемия чумы, унесшая около 60000 жизней и приведшая к чумному бунту. Локальные вспышки чумы продолжались и в последующие годы. Одной из причин быстрого распространения болезни явилось практическое отсутствие в городе чистой воды. Не секрет, что нечистоты и отходы производств в те времена сбрасывались в реки, и вода в них была практически непригодна для питья. А колодезной воды катастрофически не хватало для нужд большого города.

 Жители Москвы неоднократно обращались к императрице Екатерине Великой с просьбами об устройстве водопровода с чистой водой, но как говорится: «пока гром не грянет…».

 И гром, действительно, грянул. По преданиям местных жителей во время страшной грозы молния ударила в склон оврага вблизи современной Мытищинской улицы Водопроводная аллея и оттуда забил мощный источник, достигавший в полноводные годы до 3 метров в высоту.

 По этим же преданиям путешествовавшая в Троицкую Лавру императрица отведала воды из этого «громового источника» и была поражена ее свежестью и вкуснотой.

 Так ли это было на самом деле, историческая наука умалчивает. Тем не менее в 1778 г. Екатерина дает поручение инженеру генералу Ф.Б. Бауэру, за несколько лет до этого приехавшему на русскую службу из Швеции, разработать проект водоснабжения Москвы. В результате длительных поисков и тщательных исследований подмосковных ключей Ф.Б. Бауэр признает наиболее подходящими для этой цели ключи у села Большие Мытищи.

 В июле 1779 года указом императрицы было выделено 1 100 тыс рублей для осуществления проекта. По стоимости, трудо- и материало- затратам проект являлся одним из грандиознейших технических проектов того времени не только в России, но и в Европе. Он заключался в том, что для сбора воды сооружались бревенчатые и кирпичные колодцы-бассейны, откуда вода стекала в кирпичный водовод по глиняным трубам. Водоводная галерея длиной 22 версты (23.5 км) от Мытищ до Трубной площади в Москве выполнялась из кирпича с полуциркульным сводом высотой 1.35 метра и шириной 0.9 метра. Ведь ни чугунных ни стальных труб в то время не было. Следует отметить, что в те времена еще не было паровых машин и мощных насосов, поэтому вода на всем протяжении водопровода текла самотеком, преодолевая низины и речки по насыпям и акведукам. Наиболее известный и хорошо сохранившийся акведук водопровода через реку Яузу находится в Москве в районе ул. Бажова. Строительство водопровода затянулось на долгие 25 лет. Он был окончательно введен в строй 28 октября 1804 г. Эта дата до сих пор широко отмечается как День Рождения Первого Московского Екатеринского водопровода.

 

 Символ водопровода

 

 Важнейшим символом водопровода XIX в. была построенная в 1832 г. над самым первым – Святым, или Громовым – ключом надкладезная часовня-грот.

 Наиболее полно историю создания часовни описывает в своих воспоминаниях (2) Андрей Иванович Дельвиг (1813-1887) - двоюродный брат поэта Антона Дельвига, друга А.С. Пушкина, в будущем директор Московского водопровода, а позднее заместитель министра Путей сообщения. Окончив институт Путей сообщения в 1832 г., 19 летний поручик Дельвиг был откомандирован в распоряжение Дирекции Московского водопровода и был направлен на ремонт и реконструкцию его колодцев. Он пишет: «Осенью 1832 г. Максимовъ (в то время директор водопровода, прим.автора) объехалъ со мною старый Мытищинский водопроводъ и назначилъ ремонтный работы, которые предполагалъ произвесть въ 1833 г.. Онъ поручилъ мнЪ составить на эти работы смЪты съ чертежами къ некоторымъ изъ нихъ и, между прочимъ, чертежъ на перестройку пришедшаго въ совершенную ветхость ключевого бассейна № 1, называемого свягымъ и громовымъ. Онъ былъ устроенъ, какъ и всЬ прочie бассейны, съ прямоугольными кирпичными стенами, выведенными нисколько выше поверхности окружающей земли и съ деревянною на зтихъ стЪнахъ крышею. Предполагалось его совсЪмъ сломать, кирпичную стену устроить круглою и надъ нею кирпичный сводъ, который засыпать землею, а для входа въ бассейнъ, въ который бываетъ 1-го августа крестный ходъ изъ Мытищинской церкви, устроить каменную лестницу, которую покрыть небольшою часовнею... Занятия мои по службе въ 1833 г. были того же рода, какъ и въ предшествовавшемъ, главною работою на старомъ Московскомъ водопроводе была перестройка ключевого бассейна № 1, называемаго святымъ и громовымъ, по вышеизложенному мною проекту. Надь дверью часовенки, служащей входомъ въ бассейнъ, была вделана мраморная плита, на которой написано; «на горахъ станутъ воды и гласу грома твоего убоятся». Внутри часовни прибита медная доска, на которой вырезано, при комъ, по чьему проекту и кЪмъ (т.-е. мною) произведена работа. Въ кирпичномъ куполe, покрывающемъ бассейнъ, оставлена ниша, въ которой поставленъ данный моею матерью образъ «Живоноснаго источника», съ лампадою».

 Таким образом, из воспоминаний Дельвига мы видим, что к Святому или Громовому источнику еще до строительства часовни устраивались Крестные ходы от Владимирской церкви, и что часовня была освящена как часовня иконы Божьей Матери Живоносный источник. Именно эта икона, принадлежавшая ранее матери Дельвига, и была передана во Владимирский храм в 1923 году из начавшей разрушаться часовни. К сожалению в архивных материалах отсутствуют данные о дарителе иконы Николая Чудотворца, так же переданной из часовни. Есть только сведения, что она именная. Какой из именитых Николаев стал вкладчиком часовни: Николай Иванович Яниш (директор III участка Министерства путей сообщения, которому подчинялся водопровод) или жившие позднее Николай Александрович Алексеев (Московский голова, инициатор строительства 3-й очереди водопровода), Николай Петрович Зимин (автор проекта 3-й очереди) или какой-либо другой Николай, связанный с водопроводом, предстоит еще выяснить.

 Со временем часовня превратилась в символ водопровода. К ней устраивались крестные ходы от Владимирской церкви. Сюда заходили паломники по пути в Троице-Сергиеву лавру отдохнуть и испить вкусной святой водицы, заезжали члены императорской фамилии. Причем эта традиция не прервалась и после строительства железной дороги. Например, в книге В.П. Блохиной (3) рассказывается, как в 1863 г. к приезду к Громовым колодцам наследника-цесаревича Николая Александровича спешно строилась дорога от вокзала к часовне, впоследствии ставшая Мытищинской улицей Колонцова.

 

 И грот тенистых мест

 

Каким же образом была устроена часовня-грот, какие памятные надписи находились в ней? Понять это поможет чертеж-реконструкция на приведенном рисунке.

Часовня представляла собой круглый каменный купол диаметром около 8 м с основанием на глубине около 1,4 м с зарешеченным отверстием вверху. Внутри купола находился бассейн с ключевой водой из дикого камня диаметром 5,4 м и глубиной 1 м, огражденный решеткой. К куполу, засыпанному сверху землей, было пристроено четырехугольное здание, из которого шла лестница вниз к бассейну. Подчеркивая божественное происхождение источника от удара грома, над входом в часовню был начертан стих из 103-го псалма «На горах станут воды, от запрещения Твоего побегнут, от гласа грома Твоего убоятся». Надписи на памятных досках в часовне подробно описаны в путеводителе по Московской-Ярославской-Архангельской железной дороге П.П. Кончаловского, 1897 г.(4): «Над входной дверью часовни вделана мраморная доска с надписью: «На горах станут воды и от гласа твоего побегнут»… Внутри часовни небольшая каменная лестница опускается в вестибюль, за которым устроен бассейн, окруженный узкой галереей, отгороженной от него решеткой. На передней стене вестибюля внизу вделаны две металлические доски, надписи которых увековечивают как, время основания, устройства и перестроек Мытищинского водопровода, так и имена строителей. На нижней, более старой металлической доске, сделана
следующая надпись: «Московский водопровод сооружен щедротами блаженныя и вечныя памяти достойныя государыни Императрицы Екатерины
II по проекту инженер-генерала Баура 1779 года». На более поздней доске:

Ключ сего бассейна по преданию народному, произведенный ударом грома, первый подал мысль к построению сего благодетельного для Москвы сооружения, бассейн сей вновь перестроен в царствование государя Императора Николая I при управляющем III округом Путей сообщения Генерал-майоре Янише, по проекту nодполковника Максимова, поручиком бароном Дельвигом в 1833 году, нояб. 25». По некоторым источникам там же была табличка с известным стихотворением Н.М. Языкова, написанным в 1830 г., и посвященным Мытищинскому водопроводу:

 

МЫТИЩИ

 

Отобедав сытной пищей,

Град Москва, водою нищий,

Знойной жаждой был томим:

Боги сжалились над ним:

Над долиной, где Мытищи,

Смеркла неба синева;

Вдруг удар громовой тучи

Грянул в дол, — и ключ кипучий

Покатился... Пей, Москва!

 

В поисках утраченной часовни

 

Последняя известная фотография часовни была приведена в путеводителе Н.М. Щапова в 1925 г. (5) На фотографии на часовне уже нет креста. Дверь выломана.

После 1925 года часовня была полностью разрушена и место ее расположения забыто. Тем не менее сегодня, когда все больше внимания уделяется восстановлению символов веры, появилась задача найти историческое место часовни, восстановить этот памятник и сделать его доступным для прихожан.

Поисковая работа была предпринята автором в 2016 г. (6). В основу поиска легли исторические чертежи проекта реконструкции Мытищинского водопровода 1826 г.

 Для привязки старого чертежа к современной спутниковой карте был произведен поиск его сохранившихся объектов. Из обозначенных на чертеже 1826 года водосборных колодцев и бассейнов водопровода в настоящий момент на местности четко прослеживается лишь один – под №12. Он показан на спутниковой карте под N 3 . Другими сохранившимися ориентирами являются: угол Водопроводной аллеи, которая практически не изменилась за 200 лет (под N 1 на карте), и мостик через водосборный канал 1779-80 гг. (под № 2 на карте).

Пропорции между указанными объектами на современной карте полностью соответствуют чертежу 1826 г. Измеренное на местности расстояние от остатков бассейна № 12 до мостика составило 365 м, от центра мостика до поворота аллеи – 35 м. На основании этих измерений можно вычислить расстояние от поворота аллеи до водосборного басcейна № 2 (самого большого бассейна водопровода) – 276 м. Реконструированное место бассейна 2 показано на спутниковой карте под № 4, а Громового колодца с часовней-гротом – под № 5. Для проверки точности определения места расположения часовни так же использовался первый лист проекта 3-й очереди водопровода инженера Н.П. Зимина 1890 г. «Планъ владенiя съ окружающ. Местност.», не приведенный здесь из-за большого размера. Проекция этого плана на спутниковую карту практически совпала с проекцией чертежа 1826 г.

 С использованием спутниковой карты были найдены на местности и сфотографированы места бассейна № 2 и колодца-часовни. На месте большого бассейна № 2 хорошо прослеживается заболоченный котлован, по контурам и размерам совпадающий с чертежами бассейна. К сожалению в 1954 г. район часовни использовался в качестве свалки строительного мусора от строек Калининграда (ныне Королев), и для раскопок ее фундамента требуется тяжелая строительная техника.

 

Что дальше

 

Современная история знает много примеров восстановления храмов и часовен. Много таких примеров и в нашей округе. Это и возрождение из руин нашего Владимирского храма, возрождение усилиями жителей поселка Тарасовка часовни на месте боев Отечественной войны 1812 года и много много других. Хотелось бы верить, что будет воссоздана и передана на службу людям под покровительством (как и в прежние времена) Владимирской церкви и часовня иконы Божьей Матери Живоносного источника над Громовым колодцем. Тем более, что это не просто часовня, а многовековой намоленный паломниками символ Первого Московского водопровода - визитной карточки города Мытищи.

 

Источники

1. С.А. Ветлин. Мытищинский летописец. Удельный век Тайнинской волости М.: 2017 (стр. 367-368).

2. Барон А.И. Дельвиг. Мои воспоминания. Издание Московского публичного и румянцевского музеев. М.: 1912.

3. В.П. Блохина. Мытищи. Семейные хроники семьи Зверевых. М. 2015.

4. П.П.Кончаловский По Московско-Ярославской-Архангельской дороге М.: 1897.

5. Н.М. Щапов. Вдоль Ярославской железной дороги. М. 1925.

6. С.С. Егоров. В поисках пропавшей часовни. газета «Неделя в Округе» N 17 от 25.07.2017.

 

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2018

Выпуск: 

17