Виктор СОШИН. Недооценённый Глазков

На фото: Николай Иванович Глазков (30 января 1919 — 1 октября 1979) – поэт

Просматривая антологии, вышедшие в XX и XXI веках, можно отметить, что имя Николая Глазкова не забыто, он хорошо представлен в них как талантливый поэт, автор множества стихов и поэм разного жанра.

Кому-то его произведения нравятся, кому-то нет, но это всё зависит от уровня читателей.

Как и книги, читатель бывает разный. Кому-то хочется почитать юмор с колкостями и интересными «вставками», а кому-то требуются стихи о природе, о женщине, о патриотизме, о Родине.

Всё это можно найти в его книгах.

В литературе сказано, что в 30-40х годах прошлого века он имел большой авторитет, хотя книги его выходили под грифом «Самиздат». Это слово им же и придумано и внедрено.

Готовясь к вечеру памяти Николая Ивановича Глазкова, я внимательно подошёл к прочтению его поэм и стихов.

Мне понравились стихи, написанные в 40-50е годы, в которых он сопереживает за судьбу Родины – России, за её будущее. Он выступает в них как патриот:

 

Я хочу, чтобы люди заморские

О своём превосходстве забыли

И, ловя передачи Московские,

Подражали бы людям Сибири.

 

Или:

 

Я хочу, понимаете-знаете,

Чтобы были мы сами с усами.

Я хочу, чтоб боролись на Западе

С преклонением перед нами!..

 

Судьба у Николая Глазкова не простая, а сложная.

В 1938 году отец его был расстрелян, а Николай Глазков получил клеймо «сын врага народа». Так с этим клеймом он и входил во взрослую жизнь, в литературную жизнь. Понятно, что ему не давали возможности печататься, издавать книги, получать звания и премии. Лишь в 38 лет он смог издать свою первую книгу.

За его тонкий юмор и такого же плана стихи его и воспринимали как юмориста, называя в литературных кругах не иначе, как «Коля Глазков».

«Очень трудно гению Глазкову, потому что он всего лишь Гений».

Нет, не был он Колей Глазковым, а был большим русским поэтом Николаем Ивановичем Глазковым.

 

Пусть ложная скромность сказать не велит,

Мы все говорить вольны.

Я не был на фронте, но я инвалид

Отечественной войны.

 

Или:

 

А здравый смысл был прозаично прост

И рассуждал, поглаживая бороду:

Судьба зависит, может быть, от звёзд

Но в трудный час булат дороже золота.

 

Откройте его книгу, раздел поэм, вы увидите более двадцати написанных им поэм. Поэмы прекрасные: «Фантастические годы», «Юность Рублёва», «Дорога Далека», «Азия», «Григорий Распутин», «Мировая дурь» и многие другие.

Это огромный труд и большое наследие.

В своей поэме «Фантастические годы» он предсказал исход Великой Отечественной войны:

 

Моей России дан недаром

Громить врага священный дар.

И сокрушительным ударом

Она ответит на удар.

 

Гитлер убъёт самого себя,

Явятся дни ины.

Будет 9 сентября

Последней датой войны!

(1941-1942)

 

Мне посчастливилось лично познакомиться с Николаем Ивановичем в Центральном Доме литераторов, даже поиграть с ним в бильярд и поднять рюмку за победителя. Этому знакомству я обязан моему брату, поэту Вячеславу Богданову. Они с Николаем Ивановичем были «на дружеской ноге», вместе не раз выступали на «Днях литературы» в Тамбове.

Глазков любил Тамбов, а с тамбовчанами у него была особая, многолетняя дружба.

Для многих из них он был своим человеком. Среди его друзей известные люди Тамбовщины: поэт и художник Николай Ладыгин, краевед и библиофил Николай Никифоров, писатель Александр Стрыгин, литературовед Борис Двинянинов и многие другие.

Не случайно тамбовчане ежегодно проводят Глазковские чтения, а недавно выпустили сборник его уникальных стихов.

Где бы не появлялся Николай Глазков, он везде оставлял свой добрый след. Он любил разъезжать по великой России, не зря же он был членом Географического общества СССР. Посещая Якутию, он подружился с якутами, для многих стал лучшим другом, а затем создал целый цикл стихов об этом огромном и суровом крае.

Николай Глазков обладал разнообразным талантом – он и художник, и поэт, он и артист кино. Он снимался у великих кинорежиссёров – Андрея Тарковского и Андрея Кончаловского. А эти корифеи кинематографа случайного для съёмок не приглашали. Значит, видели в нём «зерно», то, которое им было нужно.

Он и внешне как-то отличался от других, но это отличие было естественным, не вычурным. Так его наделила природа – он мог думать философски глубоко, замечать жизненные несуразицы и всё это он воплощал в своих произведениях.

К сожалению, не смотря на высокий уровень поэзии Глазкова, его значительный вклад в русскую литературу, он так и не получил никаких премий и наград. Как было на нём клеймо «сына врага народа», так оно и сопровождало его всю его жизнь, несмотря на то, что отец его в 1956 году был реабилитирован.

Более десяти лет я занимаюсь увековечиванием его имени и всё это время слышу один и тот же ответ – «у него нет правительственных наград, поэтому мы не можем назвать его именем улицу или библиотеку».

Сразу вспоминается цитата из фильма «Джентльмены удачи», где один герой фильма говорит: «Кто же его посадит? Он же памятник». Так и в данном случае, кто же ему даст награду если он был «сыном врага народа».

Я говорю чиновникам, что у Сергея Есенина и Николая Рубцова тоже не было никаких наград, но памятники им стоят, библиотеки называют их именами. Не слышат или не хотят слышать.

И эта волокита продолжается уже десять лет. Говорю, что поэт каждое лето проводил на даче в Перловке города Мытищи, постоянно публиковался в районной газете, встречался с членами литературного объединения имени Дмитрия Кедрина. Никакие убеждения не действуют.

И на сегодняшний день Николай Иванович Глазков так и остаётся не награждённым, не увековеченным и недооценённым.

Сегодня наконец-то Администрация городского округа Мытищи откликнулась на обращение и поддержала инициативу о присвоении имени Николая Глазкова библиотеке №1, расположенной в Перловке. Недавно в этой библиотеке прошёл прекрасный вечер памяти Николая Глазкова. С его жизнью и творчеством познакомила гостей вечера директор историко-художественного музея М.А. Клычникова. Прозвучали стихи поэта в исполнении заслуженного артиста России А.С. Гущук, писателей и поэтов: Юрия Петрунина, Виктора Сошина, Владимира Полушина, Владимира Шарова. В завершении вечера мною был озвучен вопрос о поддержке инициативы по присвоению библиотеке имени выдающегося русского поэта Николая Глазкова. На что единодушным голосованием был получен утвердительный ответ. Прозвучало сожаление от многих слушателей вечера о том, что они ничего раньше не знали о таком замечательном поэте, тем более что он жил и работал здесь в Мытищах многие годы.

У меня на душе стало легко от осознания, что заслуженно воссозданное имя Глазкова наконец-то будет звучать в городском округе Мытищи, а читатели будут приходить в библиотеку, носящую имя известного русского поэта Николая Ивановича Глазкова.

Он это заслужил, мы – мытищинцы – его помним и ценим!

Завершим его словом:

 

На поэтовом престоле я

Пребываю весь свой век.

Пусть подумает история,

Что я был за человек. 

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2025