Виктор СОШИН Брат. Поэт. Друг.
Как-то в душевной беседе, в Москве, я спросил Славу (так мы, родственники, его звали): «Кого из родственников ты больше всех любишь?». А у нас двоюродных было много...
Если честно, то я ожидал, что он скажет - меня. А нет, он назвал моего двоюродного брата Алексея, которого я прошлый год, здесь, на Тамбовщине, похоронил. Вначале как-то было грустновато, ведь я же знал, что таких взаимопонимающих и доверительных отношений с другими братьями и сестрами у него не было. Он знал, что больше, чем я, никто из родственников так не любил поэзию, не дорожил ею! Он чувствовал, что я тянусь к его слову. Он знал, что мне будет больно от его ответа.
Но он сказал правду, как подсказывало сердце. Я, конечно, спросил, почему. Он ответил, что они с Лешкой одногодки и детство прошли босиком, прожили вместе самые тяжелые годы. Затем они вместе жили и работали вместе на Урале. После этого, честного ответа, мне стало легче, мне было приятно, что Слава не покривил передо мной.
У нас разница в возрасте была 9 лет, в те годы она была заметной. Но, несмотря на это, мы со Славой тянулись друг к другу. Постоянно переписывались, часто встречались. Я хорошо помню, я учился в Звенигородском техникуме, мне было 15 лет, а Слава жил в Челябинске, вот с тех пор я с ним начал переписку, следил за каждым его стихом, увлекся поэзией. Он мне привил чувство любви к поэзии, а если точнее, расширил и углубил, так как чувство поэзии дается матерью.
Все, что им написано, все подарено мне с прекрасными надписями. Вот последний сборник при жизни, вышедший за месяц до гибели, «Избранное». Пишет, как прощается, как завет оставляет: «Живи, Виктор, открыто, честно, как и живешь, на прекрасной русской земле».
Я следил за его творчеством, дорожил им. Я понимал и чувствовал, что он поэт от Бога. Я ждал встреч с ним. Раньше, когда он летом приезжал в отпуск творческий на Тамбовщину, мы общались с ним три месяца, а последние годы очень часто встречались в Москве. Когда я служил в армии, во Владимире, Слава приезжал выступать на Днях литературы. После этого родилось стихотворение «Во Владимире», посвященное талантливому прозаику Сергею Никитину, который, к сожалению, тоже ушел от нас преждевременно.
Со Славой общаться было очень интересно, он был прост, не был заносчивым, не кичился, что он поэт. Всегда при встречах читал много стихов, чаще своих. Его и просить не надо было, он сам как должное это делал и получал от этого удовольствие. А сколько у него было юмора, каламбуры сыпались один за другим. По каждому поводу у него была шутка. Он был не вредный, добрый, не ехидный, не злопамятный. Да, по-моему, он и обижаться по-настоящему не мог.
Всегда у него присутствовала улыбка, шутка. Добрая у него была душа. А иначе и стихи такими душещемящими не были бы.
Мы с ним Весы, родились в один день - 24 сентября. Всегда поздравляли друг друга. В этот день, традиционно многие годы, всегда второй тост поднимаем за Вячеслава, за его светлую память.
Так распорядилась судьба, я родился на Урале, в Челябинской области, а жить приехал сюда, где похоронен Вячеслав. Наша бабушка Настя похоронена там, где я родился, на Урале. И лежат на Урале трое наших: Слава, его родной брат Володя и бабушка Настя. Матери наши очень дружили, это была редкая дружба сестер. Из четырех сестер, позже всех умерла тетя Полина, Славина мама. Как-то в последние дни приезжаю к ней, ей шел 86 год, а она мне: «Когда же я умру? Что мне тут делать одной, Катя умерла, Шура умерла, а я осталась одна». Как-то Слава в шутку, перед отъездом из отпуска в Челябинск, на перроне сказал: «Не грусти, Полина, у тебя два сына». Не угадал Вячеслав, сыновья ушли гораздо раньше её. А Слава как-то мне говорил: «Если я вдруг уйду, то не забывай мать». Я обещание сдержал. Да я и без этого очень любил свою тётю Полину.
Родословные корни у нас поэтические, родственники некоторые слагали стихи, частушки, некоторые печатались, но у большинства пела душа. Да, богата тамбовская земля талантами, благодатная почва для этого здесь. Вот и на последних днях литературы в Шульгинской средней школе сколько мы услышали стихов интересных, написанных школьниками, какие умные глаза, как они тянутся к поэзии, к искусству. Это же мы увидели и услышали в Мордовском районном Доме культуры. А как школьники читают стихи Богданова, какие песни поют на его стихи! Радостно становится, что прорастает творчество Богданова, воспринимается новым поколением. Значит, доброе звено заложено в творчестве Богданова, коль всходы хороши.
Его творчество многогранно, в нем постоянно находишь что-то новое для себя, открываешь новые светящиеся грани его таланта. Вот вроде бы хорошо знаю его стихи, но недавно, получив новую подборку в журнале «Подъем», открыл для себя новое отражение: о судьбе человека, о счастье и несчастье, о памяти, о свете жизни и любви. Вроде бы небольшая подборка, но она, умело составленная, освещает названные стороны творчества. А в сентябрьской подборке журнала «Наш современник», со вступительным словом о друге Валентина Сорокина, творчество Богданова отсвечивается другими гранями: любовь к родине, любовь к женщине. Я искренне благодарен главным редакторам журналов, одному из руководителей Союза писателей России, известнейшим творцам нашей литературы: Ивану Ивановичу Евсеенко, Станиславу Юрьевичу Куняеву, Валентину Васильевичу Сорокину.
Всего Слава написал более двухсот стихотворений и четыре поэмы, пятую только начал, о сталеварах. Конечно, немного написано. Но так распорядилась судьба, Валентин Васильевич Сорокин рассказал мне, что поэт состоится тогда, когда в его творчестве есть любовь к Родине, любовь к человеку, к другу, к работе, к памяти, любовь к природе, к матери, к таинствам вселенной. Важно, чтобы у поэта была своя стержневая тема. Конечно, прав Валентин Васильевич. Мне думается, в творчестве Богданова все эти составляющие есть и, что характерно, они как-то переливаются, одно с другим. Он старается соединить их воедино: Человека и Природу, Город и Деревню, сегодняшний день с прошлым и будущим, нашу Землю со Вселенной...
Я как-то проанализировал, о чем же больше написано Вячеславом, хотя и понимаю, что к оценке его творчества так арифметически подходить нельзя, потому что у него в одном стихотворении присутствует и природа, и человек, и судьба его, и город, и деревня. Но все же я разделил явные темы и что получилось?
Наибольшее количество стихов написано о Человеке, о его судьбе, о друзьях, об одногодках, о поэтах. Такие стихи, как: «Юность», «Человек», «Одногодкам», «Молодоженам», «Студентка», «Здравствуй жизнь», «Молодой поэт», «Звездность», «Василию Федорову», «Борису Ручьеву», стихи, посвященные другу Валентину Сорокину, стихи-посвящения Сергею Есенину и много других сильных стихов говорят о глубоком переосмыслении времени, об ответственности перед Дружбой, о поиске главного в жизни, в понимании земного и небесного.
Большой раздел в творчестве поэта занимает тема малой родины, Тамбовского края, стихи о родимом доме, о детстве, о матери: «Дом», «Родимый дом», «Отчий дом», «О матери», «Степь», «Родная степь», «Я пришел в эту степь», «Моя деревня», «Васильевка», «Васильевские вечера», «Тамбовские земли» и много других.
Как здорово сказал Вячеслав в стихотворении «Раздумье», посвященном Николаю Рубцову:
Эту жизнь я люблю,
Как вначале.
Ты веди меня, сердце, веди.
Тридцать лет у меня за плечами,
Сколько будет еще впереди?
По дорогам ни дальним, ни близким
Не терял я впустую ни дня.
Видно, как беспокойною искоркой
Наградила Россия меня.
Только трудно одно перенесть мне,
Хоть в родные края не вернусь,
Я запел бы о городе песню,
Да деревню обидеть боюсь.
Ты, деревня, прости, дорогая,
Город стал мне хорошим отцом.
Я меж вами стою и не знаю –
Ну к кому повернуться лицом?!
Чтобы жить мне, не ведая горя,
Чтобы сердце не рвать пополам,
Я хотел бы уральский мой город
Передвинуть к тамбовским полям.
По крови хлеборобов наследник,
По труду своему металлург.
Только знаю, что в час свой последний
Мне в деревню захочется, друг...
Это написано за 10 лет до гибели, с билетом в кармане в г. Тамбов.
Не каждому поэту дано воспевать одновременно и деревню, и город. У Славы это получалось. Большое место в творчестве Вячеслава занимает природа, ее тайны и красота, особенно в стихотворениях: «Земля», «Полдень», «Соловей», «Конь», «Лес», «Яблоня», «На реке», «У моря», «Резвятся дали», «В июле».
Все его творчество пронизано любовью к родине, к России, к русскому человеку. Все, кто его знал, помнят, как он гордился своей Родиной, как воспевал её в стихах: «Русь», «Стихи о Родине», «Во Владимире», «На Бородинском поле», «Я родился в России», «Голубой костер» и в других талантливых, высоконравственных стихах. Я помню, у него на груди всегда был значок «Русь», так и похоронили мы его с этим значком, а на могиле поставили тонкий большой стакан с водкой, на котором также был изображен Храм и написано слово «Русь». Русь - для него было слово святое и самое дорогое.
Его слова звучат как набат, особенно сейчас, в крайне тяжелое и обостренное время для России:
«Я родился в России, Россиянин я сам»;
«Здесь Русь моя на все четыре стороны...».
Заметьте, Русь моя, как твердо и уверенно он заявляет: «Моя»!
«Я запахи твои, Россия, от всех на свете отличу»;
«Ну, скажите, люди, разве можно надвое Россию поделить»;
«Здравствуй, край красоты и железа, /Молчаливая гордость Руси!»;
«Я работаю в цехе Россия»;
«Она всегда неповторима Русь».
Эти слова были сказаны с болью в сердце и с большим чувством ответственности и сыновнего долга.
Как он сказал в стихотворении «Русь»:
Я в мир пришел творить, а не рыдать.
Века и так к нам на слезах приплыли.
Мне думается в этом и основной стержень звучания его слова.
Тема любви к женщине занимает немного места в творчестве Славы. Видимо, так сложилось. Первая краткая трагическая, но красивая любовь, а затем поздняя, тоже не продолжительная. Но какие чистые стихи:
Я живу на озерном Урале,
Ты живешь на великой реке,
От моей полуночной печали
Почернело кольцо на руке.
или:
Звезда, звезда, что смотришь так печально?
Оставь нам тайны добрые свои!
Ко мне любовь дорогой изначальной
Опять пришла сквозь сумраки мои.
Тема любви у него дополнена яркой любовью к друзьям, к заводу. Тема Работы, в большом понимании этого слова, тема рабочего человека, в неразрывной связи с заводом, с Уралом, занимает очень важное место в творчестве Вячеслава. У него совесть не позволила, да, он был очень совестливым и честным, чтобы не воспеть завод, рабочего, друзей по бригаде, родной Урал, который дал ему хлеб, кров, друзей, а самое главное поэтические крылья. Неблагодарным он никогда не был. Он понимал, кто его родил, кто научил ходить, и кто воспитал, кто дал путевку в большую жизнь. Главная черта его характера Совестливость. Как он сказал:
Коль доведется умирать,
То у меня, учтите
Завод отец,
Деревня – мать
И черный труд учитель!
В своей главной и, на мой взгляд, удачной поэме «Звено» он глубоко и поэтично раскрывает стержневую тему города и деревни, рабочего и крестьянина, завершая поэму такими словами:
Сельчан беру я за руки,
Беру,
И мы спешим товарищам навстречу,
Над головою голубеет высь,
И кажутся все дали голубыми...
А мы спешим, А мы уже сошлись.
И я -
Звено единства между ними!
Хотя от Славы часто можно было услышать, что «Я великий русский поэт», но он все прекрасно понимал, кто есть кто, и кто на какой поэтической вершине находится. Главное - он не останавливался, он всегда смотрел вперед, он знал свой потенциал, свои возможности, он знал, что основное им ещё не сказано.
Как-то в беседе в Москве, в конце 1960-х годов я сказал ему, перед этим прочитав только что вышедшую книгу Николая Рубцова «Сосен шум»: «Слав, а Рубцов сильнее тебя!» Сразу же вопрос: «Почему?» Поскольку я не профессионал, я ему говорю, что не могу тебе грамотно объяснить, но чувствую, что стихи у него тяжелые, больше философии.
Он нахмурился и говорит: «Виктор, ты никогда больше мне об этом не говори. Если я с тобой соглашусь, то мне надо бросить ручку и прекратить писать». Больше на эту тему мы никогда не говорили. Сейчас, когда прожита большая часть жизни, когда я научился кое-чему и познал кое-что, могу сказать, что Николай Рубцов, действительно большой поэт, но и Вячеслав Богданов далеко не отстал от него, а по отдельным темам и стихам надо еще подумать кому отдать пальму первенства. Слава чувствовал и настойчиво шел к своей вершине. Вы посмотрите, как об этом четко говорит он в стихотворении «Озеро», написанном в 1970 году. У Славы стихи нежные, добрые, высокопатриотические, доступные, земные, высоконравственные.
И я думаю, не случайно сегодня его малая родина - Тамбовщина, признала его своим, родным и очень близким, не случайно тамбовчане его вернули к себе, прописали у себя своими прекрасными Днями литературы, фестивалями, конкурсами чтецов среди школьников, музеями, библиотеками, песнями, стихами, книгами. Спасибо всем вам! Спасибо губернатору области Бетину Олегу Ивановичу, начальнику управления культуры Кузнецову Александру Николаевичу и его коллегам в аппарате, в районах, спасибо писателям и поэтам тамбовским, во главе с их патриархом Акулининым Александром Михайловичем, что приняли Вячеслава открыто, по-русски, по доброму.
Спасибо коллективу Областного краеведческого музея, который столько сделал по увековечиванию памяти В. Богданова, спасибо коллективам областных Пушкинской и детской библиотек, большое спасибо Дорожкиной Валентине Тихоновне за пропаганду творчества Богданова среди школьников, спасибо писателям России.