Владимир ФОМИЧЕВ. Связь времен в погонах
К 10-летию со дня смерти Эдуарда Хлысталова
Жизнь Эдуарда Хлысталова (1932-2003) – великого есенинца, исследователя, биографа и толкователя произведений поэта неразрывно связана с мытищинской землёй. Здесь он и похоронен. Документалист Александр Тарасов поместил в свою книгу «Алтарь добра» (М., «Витязь-Братишка») очерк об этом замечательном человеке, знаменитом следователе и писателе - “Жизнь преломив пером, как призмой...”.
Я не мог не взяться за перо, когда прочитал глубокое и взволнованное художественно-публицистическое слово полковника МВД, широко известного собрата по перу - документалиста Александра Тарасова. Оно посвящено его предшественнику на правоохранительной стезе полковнику Эдуарду Александровичу Хлысталову, ушедшему из жизни в августе 2003-го. В очерке, на мой взгляд, поставлена одна из самых важных общественных проблем современной России. По большому счету, речь в этой вещи идет о преемственности поколений профессионалов, об эмоциональной памяти младшего о своем предтече, об обаянье красоты дела жизни и святого долга, которым радостно служит настоящий гражданин Отчизны. Я как бы увидел редких людей - автора и героя - в едином потоке бытия Родины, увидел на ее просторах неизгладимый свет порядка и нормы сквозь густой туман поруганной чести стражей закона оборотнями в погонах перестроечных лет.
А. Тарасов образно представляет сразу же высокую идею своего произведения глубокими стихами, первый из которых стал его названием, современного поэта-полковника Владимира Степанова:
Жизнь преломив пером, как призмой,
Не о себе пишу в строках,
О судьбах, связанных с Отчизной.
Да, именно родной земле присягнул и никогда не нарушил этой клятвы Эдуард Хлысталов - «воистину современный подвижник права: самоотреченно служивший истине и, увы, все еще не до конца оцененный нашим обществом замечательный писатель-юрист». И автор, как бы поверяя гармонию поэзии алгеброй жизни, рассказывает о совпадении с выводом В. Степанова своих собственных наблюдений, сделанных в начале 1990-х годов. Он трудился тогда ответственным секретарём газеты ГУВД Московской области «На страже», как практик убедился в том и говорит: «...я с полным правом могу заверить, что в нашей редакции считалось первейшей профессиональной заповедью объективно и проникновенно рассказывать о судьбах, связанных с Отчизной и ее непростой историей». Созданный в очерке «Жизнь преломив пером, как призмой...» портрет Эдуарда Хлысталова - яркое проявление величия духа именно такой личности.
Повествование начинается с аксиомы о его бескорыстном, прямо-таки рыцарском служении правде-справедливости. Не случайно в этом ключе в феврале 2004 года в «Доме Ростовых», здании бывшего Союза писателей СССР, состоялся вечер памяти Эдуарда Хлысталова. Перед собравшимися родными и друзьями выступил актер и режиссер Виталий Безруков, проинформировав их о том, что в скором времени начнутся съемки и уже будущей осенью по Первому каналу покажут многосерийный художественный фильм «Есенин». Прототипом детектива Хлыстова Александра Евгеньевича в нашумевшем телесериале стал именно полковник милиции, следователь по особо важным делам Следственного управления Москвы Эдуард Александрович Хлысталов. Он первым в 1980-х годах усомнился в официальной версии гибели гениального русского поэта, проведя частное расследование «тайны гостиницы «Англетер», и опубликовал повесть с таким названием. Хлысталов, имея незаурядный юридический талант и знания, большой опыт правоохранительной работы, на материалах секретных архивов и спецхранов, впервые доказал, что Сергей Есенин не совершил суицид, а был убит. Читая и перечитывая произведения погибшего, переписку, проработав все документы и обстоятельства травли автора «Страны негодяев», сфабрикованных 13 уголовных дел Сергея Есенина, Эдуард Александрович вскрыл тайные пружины заговора против него, назвал исполнителей и заказчиков жуткого преступления. Так старший офицер МВД стал самым известным в стране исследователем-есениноведом, которого почитают граждан, любящих творчество «рязанского соловья».
Съемки названной картины состоялись «не только в Ярославле и других российских городах, но и в Венеции. Образ Есенина воплотил лауреат Государственной премии Российской Федерации Сергей Безруков, которому в 2008 году присвоено звание Народного артиста России». В рецензируемом очерке Александра Тарасова приведены интересные подробности о сценарии и артистах 11-серийного фильма. Назову еще лишь одну: «Народный артист России Александр Михайлов, лауреат Государственной премии им. братьев Васильевых, блестяще сыграл роль старшего офицера Петровки, 38, стремящегося восстановить доброе имя вел русского поэта». Не могу не вспомнить, как в обществе радовалось, что на экране телевизора появился многосерийный художественный фильм о национальном поэте-классике, а не об осточертевших бандитах, гомиках и психах. У могилы Есенина, к которой мы всегда ходим 3 октября, мы встретили школьников. Они сказали, что именно этот фильм привёл их сюда, чтобы поклониться праху ставшего родным человека. А ведь исток внимания и создателей фильма, и тех семиклассников, и многих-многих других сограждан - рыцарь истины Эдуард Хлысталов, носивший погоны полковника МВД.
Александр Тарасов подробно повествует о его жизни и деятельности. Он рассказывает: «Разумеется, особой популярностью у читателей подмосковной милицейской газеты пользовались публикации Эдуарда Хлысталова, рассказывающие об исторических личностях и связанных с ними драматических событиях. В частности, в газете "На страже" были напечатаны такие его глубокие и по-настоящему сенсационные публицистические работы, как очерки «Дворянская честь, или Тайна гибели Николая Гумилева", «Последнее любовное письмо Айседоры Дукнкан», «Кто убил Георгия Гапона», «Железный рыцарь революции: былые мифы и реальность», «Выстрел в Смольном» и многие другие».
Родители Эдуарда Хлысталова были репрессированы. С 1946 года он работал слесарем «Мосгаза». Окончил вечернюю школу. Служил в армии. Специальное образование получил на вечернем факультете юридического института и на высших курсах Академии МВД СССР. На ниве правоохраны сначала трудился следователем Октябрьского района Москвы, являлся инспектором Политического управления МВД СССР. Член Союза писателей России. Имеет многочисленные правительственные награды. За участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годах награжден медалью «За спасение погибавших». Более 50 лет отдал литературному творчеству. Кроме названной выше, автор книг «Решение. Записки следователя», «13 уголовных дел Сергея Есенина» и других. Написал несколько пьес, по которым поставлены спектакли. Опубликовал более 300 повестей, очерков и рассказов. Лауреат и дипломант ряда журналистских и литературных конкурсов. Похоронен в Рождествене-Суворове, усадьбе великого полководца А.В. Суворова в Мытищинском районе Подмосковья.
В очередном издании книги Эдуарда Хлысталова «13 уголовных дел Сергея Есенина» (М., «Эксмо-Яуза», 2006) можно прочесть такие слова: «Однажды мне пришлось защищать поэта, обвиняемого в государственном преступлении, которое он, естественно, не совершал. За несколько месяцев сильный мужчина поседел». Это - обо мне. Эдуард Хлысталов оборонил не только певца «березовой Руси», но и автора этого отзыва, вашего покорного слугу. А было так. По ложному доносу Гасса Айзика Зельмановича банда прокуроров «пятой колонны», по планам чужого государства уничтожавшей сверхдержаву Союз Советских Социалистических Республик - нашу Родину, сфабриковала против меня, как редактора честной газеты «Пульс Тушина», долгоиграющее дело № 4522 - за противодействие неслыханному криминалу под видом «перестройки» и «реформ», раскрытие злодеяний против государствообразующей нации. За то, что «районка» правильно называла реорганизации разгромом. В том была моя, редактора, «вина».
Сегодня «Пульс Тушина» прощупывается в любой публикации даже самых разлиберальных СМИ. Ибо мы ни разу не ошиблись в своих предвидениях: о грядущем крушении СССР, его общественно-политического строя, о наступающем всевластном беззаконии и т. п. предсказания сбылись на сто процентов! В архивном деле-десятитомнике имеется 18 отказных материалов, подтверждающих отсутствие состава преступления. Безрезультатными для иска явились рассмотрения в Мосгорсуде и Верховном суде России. Я об этом кошмаре издал двухтомник.
В том, что я выдержал 18 раундов на ринге с уголовными прокурорами, при пяти генпокурорах, и победил их, - не меньшая заслуга защитника в деле № 4522 Эдуарда Хлысталова, чем собственно моя. Его титаническую деятельность в отметании клеветы на Сергея Есенина и других выдающихся национальных личностей идеологической эпохи Отчизны я увидел и через свою судьбу.
На такие обобщения меня вывел очерк Александра Тарасова “Жизнь преломив пером, как призмой...” Он не только дает отпор многим предубеждениям текущего дня о воюющих с криминалом соотечественниках, помогает правильно ориентироваться в терзающих душу противоречиях, но проявляет самое-самое личное в себе самом и своем роде.