По ступеням десятилетий

Хроника Мытищинского ЛИТО имени Дмитрия Кедрина

 

В феврале 1946 года мытищинская районная газета «Путь к Победе» оповестила своих читателей о том, что при редакции будут организованы занятия местных самодеятельных авторов. Там же сообщалось, что руководить занятиями будет недавно демобилизованный из рядов Красной армии поэт Борис Весельчаков, работавший в «районке» еще до Великой Отечественной войны и тогда уже пытавшийся собирать вместе мытищинских любителей литературы. Но чёрный день 22 июня 1941 года заставил многие мирные дела отложить на потом. Весельчаков стал военным корреспондентом, воевал на Волховском и Юго-Западном фронтах. Был тяжело ранен, заслужил боевой орден. В победном 1945 году была издана первая книга его стихов «В блиндаже». Знакомству с ней и была посвящена первая встреча читателей газеты, откликнувшихся на газетное приглашение.

На следующей встрече Борис Весельчаков рассказывал уже о советских поэтах-лауреатах Сталинской премии. И только на третьем занятии, состоявшемся в марте, речь зашла о творчестве мытищинских начинающих сочинителей. С той поры мы и ведем историю нашего творческого содружества, которое с 50-х годов стало именоваться литературным объединением или ЛИТО.

В том, полностью мирном десятилетии, работой Мытищинского ЛИТО руководили пришедшие на смену фронтовику Весельчакову молодые поэты Яков Белицкий и Герман Валиков. Потом они передали эстафету профессиональному литератору – прозаику и драматургу – Валерию Пушкову, жившему недалеко от Мытищ – в Болшеве. В середине 50-х годов участником литобъединения стал поэт Николай Глазков, хорошо известный в литературных кругах, но еще не издававший книг. Зато его стихи щедро печатались в нашей «районке». Женившись на художнице из Перловки, Глазков в летние месяцы жил в квартире своей Росины-Росиночки и осваивал окрестности Мытищ. В 1957-м году увидела свет его дебютная книга «Моя эстрада».

Через два года автором персонального поэтического сборника – «Цветы и звёзды» - стал Герман Валиков. А Яков Белицкий со стихов довольно быстро переключился на иное увлечение. Собирая обширную коллекцию почтовых открыток, он впоследствии на её базе написал две краеведческие книги. Тем не менее, такое имя как Яков Белицкий навсегда осталось в хронике литературной жизни не только Подмосковья и Москвы. В 1956 году его стихотворение «Листопад» было опубликовано в ставшем легендарном самом первом выпуске Московского альманаха «День поэзии».

С начала 60-х годов Мытищинским ЛИТО руководил прозаик Сергей Пушкаренко. Это был пожилой уже человек, участник Гражданской войны и борьбы с басмачами в Средней Азии. Его рассказы печатались и в «районке», и во всесоюзном «Гудке». В 1966 году издательство «Московский рабочий» выпустило альманах «Литературное эхо», представивший творчество московских и подмосковных самодеятельных сочинителей. В их числе с прозой выступил Сергей Пушкаренко, а со стихами – Юрий Дегтярёв и Юрий Петрунин, который в сентябре того же года стал руководителем ЛИТО. К тому времени этот инженер одного из мытищинских предприятий уже имел за плечами три курса вечернего отделения Литинститута.

В конце 70-х в новом альманахе – он назывался «Под рубиновыми звёздами» - наше ЛИТО, уже носившее более десяти лет имя Дмитрия Кедрина, смотрелось намного солиднее, чем в 1966-м году. Мало того, что составители включили туда стихи более десятерых «кедринцев» - они сочли нужным даже в аннотации к альманаху упомянуть мытищинский творческий коллектив среди наиболее значительных.

Середина 80-х принесла новый успех: поэт-кедринец Владимир Климович стал победителем областного конкурса, посвященного 40-летию Победы в Великой Отечественной войне. Удачей можно считать и факт попадания - уже в 90-е годы - стихов нашего товарища Вадима Попова в антологию «Строфы века», составленную Евгением Евтушенко.

Неплохо для кедринцев начался ХХI век. В 2006 году «Литературная газета» выходила с вкладышем «Подмосковье: культурная реальность» и в нем знакомство читателей уважаемой газеты с литераторами Московской области начали как раз с ЛИТО имени Дмитрия Кедрина. Самый свежий пример из подобного ряда относится к прошлому, юбилейному году. В областном коллективном сборнике «Стихи, воспевшие Победу» участвует более десяти наших товарищей, и по числу отведённых нам страниц мы уступаем только представителям Пушкинского района.

Индивидуальные книги кедринцев призыва 60-х – 80-х годов тогда же начали и выходить в свет – и в «Современнике», и в «Молодой гвардии», и даже в «Советском писателе». Тиражи их доходили до 10 тысяч. Рекордсменом тогда стал Владимир Степанов. Сборник его стихов «Станция Лось», предназначенных юным читателям, «Московский рабочий» издал стотысячным тиражом!

Если же говорить о публикациях отдельных стихотворений, но в солидных журналах вроде «Юности» или «Смены», то речь шла уже о сотнях тысяч экземпляров. И всё равно никому из нас невозможно было повторить уникальный успех Али Егоровой. Эта долгопрудненская школьница, с малых лет скованная церебральным параличом, была заочной, но весьма активной (благодаря телефону) участницей нашего ЛИТО. В течение нескольких лет один раз в неделю она звонила либо Юрию Петрунину, либо Грише Кружкову, чтобы познакомить с новыми своими стихами. А одно её стихотворение годами продолжали печатать на цветной обёртке шоколада «Алёнка». Сколько миллионов плиток таких шоколадок тогда выпустила фабрика «Красный Октябрь», мы, к сожалению, не удосужились узнать. Но такую «Алёнку» и теперь помнят многие.

В 90-е годы, с приходом рынка, тиражи книг и журналов резко упали, зато издаваться стало намного проще. Неудивительно, что у нескольких кедринцев насчитывается по десятку и более выпущенных книг. Перечисление можно начинать с Александра Сытина и Юрия Саваровского, которые пишут не только стихи, но и прозу. За десяток перевалил счёт стихотворных книг Михаила Фридмана, который в последние годы переключился, но не на прозу, а на написание докторской диссертации. Двадцатым стихотворным сборником завершил свой творческий и жизненный путь Андрей Свечников. Целую полку книг - более тридцати названий – насочинял поэт, переводчик и эссеист Григорий Кружков. В нескольких жанрах работал ушедший уже, к сожалению, из жизни Владимир Пешехонов. В его литнаследии, насчитывающем полсотни книг и книжек, мы еще только разбираемся. Но несомненный лидер по количественным критериям - уже упоминавшийся Владимир Степанов. В интернете сообщается о 150 изданиях его стихов и сказок для детей.

Владимир Ильицкий пока является автором трех поэтических сборников и одной очерковой книги. Но уже в 1987 году он стал первым нашим лауреатом, победив во Всесоюзном конкурсе имени Николая Островского.

В 1995 году Союз писателей России и администрация Мытищ учредили ежегодную литературную премию имени Дмитрия Кедрина «Зодчий». С тех пор её получила большая группа поэтов-кедринцев. Звания лауреата был удостоен (посмертно) и прозаик Николай Кондратьев – за исторический роман «Старший брат царя».

Конечно, наибольших успехов на литературной ниве добился бывший школьник из Перловки, а ныне профессор РГГУ Григорий Кружков. В 2003 году он стал лауреатом Государственной премии РФ по литературе – за переводы англоязычной поэзии. Благодаря кинофильму «Жестокий романс» переведённая им «Цыганская песня» Киплинга стала популярной и за пределами России. Где теперь только не поют про пушистого шмеля, устремившегося на душистый хмель.

 

Подготовил Юрий Камышин

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2016

Выпуск: 

15